Методы лечения челюстнолицевых аномалий и деформаций

Лечение зубочелюстных аномалий (отклонений) следует приводить еще в детском возрасте, потому как они могут стать причиной множественных проблем: формирование неправильного прикуса, деформация черт лица, неправильная дикция.

Интересно! Стоматологи нередко сталкиваются с очень необычными и любопытными аномалиями. К примеру, одному индейскому парню удалили 232 зуба. Дело все в том, что у подростка была обнаружена опухоль на нижней челюсти, состоящая из зубов. Еще один интересный случай произошел в Саудовской Аравии. У молодого человека извлекли зуб, который рос в носу.

Какими бывают аномалии

Зубочелюстные аномалии могут быть врожденными или приобретенными. Зубочелюстные дефекты – распространенная патология, особенно у детей дошкольного возраста. Поэтому важно не только вовремя проводить лечение, но и посещать врача для раннего выявления нарушений.

Виды отклонений:

  • слишком большие или маленькие зубы;
  • аномальное количество зубов;
  • неправильная форма;
  • дефект структуры твердых тканей;
  • ранние или поздние сроки прорезывания;
  • неправильное расположение;
  • нестандартный цвет эмали;
  • неправильный прикус.

Почему требуется проводить лечение таких дефектов?

Потому что зубочелюстные патологии приводят к:

  • деформации челюстей, черт лица;
  • неправильному прикусу;
  • невозможности нормально откусывать и пережевывать пищу;
  • проблемам с органами желудочно-кишечного тракта;
  • дефектам речи;
  • заниженной самооценке.

Зубочелюстные проблемы, если их не лечить, приведут не только к некрасивой улыбке, но и проблемам с желудочно-кишечным трактом (гастрит, язва). Вероятны и психоэмоциональные нарушения личности: заниженная самооценка, стрессы и депрессии из-за насмешек сверстников. Все это существенно отражается не только на качестве жизни ребенка, но и в будущем взрослого человека.

ПОНЯТИЕ ОБ ОРТОДОНТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Грянко
А.А.
Воронежский государственный медицинский университет

имени Н.Н.Бурденко, г.Воронеж

Аннотация.

Статья посвящена классификации ортодонтических методов лечения зубочелюстных аномалий, их эффективности и основным инструментам для исправления дефектов зубочелюстной системы.

Ключевые слова:

ортодонтические методы лечения, аппаратное лечение, инструментарий для лечения дефектов развития зубов и челюстей.

Актуальность.

Ортодонтические методы лечения – способы, используемые для восстановления и корректировки различного рода отклонений в развитии зубов у человека — актуальная и востребованная среди населения отрасль стоматологии. Данный вид стоматологических услуг показан к применению при лечении как ярко выраженных зубочелюстных аномалий (отклонения по количеству, форме, структуре, искривлению зубов, их месторасположению, срокам появления, расположению обеих челюстей), так и в качестве способа устранения так называемых косметических дефектов.

Цель.

Рассмотрение основных современных ортодонтических методов лечения зубочелюстных аномалий. Данные типы лечения совмещают несколько самостоятельных способов, а именно: лечебная гимнастика (миотерапия), использование специфических ортодонтических аппаратов, а иногда в данный список включается и оперативное вмешательство, также возможно объединение нескольких способов восстановления нормальной позиции зубов в ротовой полости и формировании правильной окклюзии

Основные материалы.

Аппаратное лечение практически всегда включает в себя – динамичный этап и этап пассивного поддержания и закрепления приобретенного эффекта (ретенция).

Сдвиг одного или нескольких зубов в нормальное состояние при помощи приборов обеспечивается: регулируемым силовым направленным движением, которое применяется к заданному объекту; наличием правильно подобранной прочной защиты, хорошим и устойчивым креплением устройства в ротовой полости; должны отсутствовать любые помехи для восстановления нормального положения исправляемого объекта; в ряду зубов должно иметься свободное пространство, куда встанет неправильно выросший зуб.

Если рассматривать в качестве основного способа лечения зубных аномалий аппаратное лечение, то, прежде всего врач для правильной оценки состояния зубов и челюстей проводит ряд исследований, а именно – делается панорамный рентгеновский снимок, а в более сложных случаях — компьютерная томография. Далее при помощи современного программного обеспечения строится компьютерная 3D модель формы зубов, челюстей и выбираются подходящие для каждого конкретного случая аппаратные системы.

Классифицировать существующие ортодонтические аппараты можно по нескольким признакам.

По целевому применению – профилактические (превентивные), лечебные и ретенционные (поддерживают заданное нормальное положение).

Превентивные зубные приборы призваны предупреждать развитие зубочелюстных аномалий и деформаций. Они способны устранить причины, из-за которых и развиваются аномалии и нарушения прикуса. Вестибулярная пластинка, эквилибратор, вертушка – вот далеко не полный список данной группы. Лечебные ортодонтические приспособления способны устранить множество дефектов ротовой полости. В зависимости от принципа действия они подразделяются на:

-механического действия, когда аномально расположенные зубы восстанавливают правильное исходное положение за счёт активного действия силы, приложенной врачом на нужном участке при помощи составных компонентов конструкции (приведение в движение винтовых соединений, скоб, пружинок, проволоки). К данной группе относят прибор Энгля, различные виды брекет-систем, планки с пружинками и винтовыми креплениями, расширительные планки. При выборе данного вида устройств особое внимание уделяется силе прилагаемого давления, она не должна превышать капиллярное давление в сосудах крови, т.е. быть порядка 20г/см2. Устройство доктора Эдварда Энгля принято относить к многофункциональным типам зубных приборов. Он показан в пружинной форме в качестве расширителя зубных рядов по бокам, в неподвижном исполнении применяется в качестве исправляющего механизма перемещения зуба из аномального местоположения в нормальное, а скользящий механизм пригоден для предупреждения истирания передних зубов;

— функционально направляющие, отличаются наличием поверхности, расположенной под углом. Зубы или исправляемая челюсть двигается в заданном направлении, созданном косой поверхностью за счет концентрации давления на отдельных зубах при сокращении мышц лица во время еды. К данной группе относятся прибор Брюкля , зубные полоски Катца, накладки с выбором угла наклона. Например, устройство Брюкля, выполнено в виде пластинки с поверхностью под уклоном, которая крепится в районе нижней челюсти на месте фронтальных зубов, соединено аркой и хорошо зарекомендовало себя при восстановлении прогнатического прикуса, а также в фазе активного лечения для правильного взаимного соотношения обоих зубных рядов переднего расположения.

— действующие функционально — их установка усиливает или наоборот ограничивает темпы роста челюстных отделов черепа или отдельных их участков. Принцип действия основан на применении дозированного влияния разных лицевых групп мышц, как на отдельные зубы, так и полностью на зубной ряд. Данного типа аппараты призваны нормализовать такие процессы как нормальное дыхание, речь, жевание, а также восстановить симметричность челюстно-лицевой области. Сюда относятся сочетания разного рода базисных пластинок, дуг, щёчных щитов, объединенных в общую конструкцию, которая носит название активатор или регулятор (вестибулярная пластинка Кербитца, микробрейсы, регулятор функций Френкеля). Например, действие вестибулярной пластинки Кербитца позволяет защитить верхние или нижние зубы при наличии особенностей поведения в виде сосания пальцев рук, соски-пустышки, ручки и восстанавливает нормальное закрывание губ, а также процессы правильного вдоха-выдоха и глотания. Устройство Френкеля применимо для активного лечения нарушений взаимного расположения челюстей относительно друг друга. В его состав входят проволочный остов, боковые опоры и пелоты для губ. Каркас из проволоки перераспределяет действие околоротовых и внутриротовых мышц на оба ряда зубов и передвигает их по нужной траектории, что в конечном итоге приводит к исправлению прикуса.

— комбинированные системы, сочетают несколько разных элементов. К таким приборам относят – устройство, предложенное в 1936 году Андрезеном и Хойплем, прибор функционального регулирования Френкеля, сдвоенная пластина доктора Шварца и др. Например, система Андрезена-Хойпля включает в себя моноблок из пластика и вестибулярную проволочную арку, которая ориентирована на щеку или губу и позволяет исправить такие зубочелюстные аномалии, как нарушение взаимного положения верхнего зубного ряда относительно нижнего, глубокий или открытый прикус.

Ретенционные аппараты способствуют закреплению достигнутого в фазе динамичного воздействия с использованием лечебных аппаратов эффект. В качестве таких устройств применяют съёмные планки с фиксирующими креплениями и надевающейся на передние зубы полукруглой скобой, или же несъёмные — каппы, скобы из гипоаллиргенной стоматологической проволоки, ретейнеры.

По местоположению установки – расположенные внутри полости рта, вестибулярные, челюстные, объединенные.

По порядку и месту воздействия ортодонтические аппараты делят на установленные на одну челюсть, на обе челюсти, внеротовые (наружные), одночелюстные межчелюстного воздействия, а также сочетающие несколько позиций.

По способу фиксирования элементов конструкции – съемные, несъемные, комбинированные.

По виду создаваемой опоры – взаимодействующие, неподвижные.

По виду каркаса устройства- каппы, дуги, пластины, блоки, каркасы.

Сравнение.

Каждая группа методов восстановления нормального положения зубных рядов эффективна при правильной оценке степени дефекта, возраста, состояния эмали и сопутствующих заболеваний каждого конкретного пациента. Так, например, гимнастика ротовой полости показана в качестве стимулирующего фактора правильного развития ненормально работающих мышц (или мимики или жевания), а как следствие формированию нормально развитой зубочелюстной системы именно в дошкольном и раннем школьном возрасте, для которого характерен бурный рост всей костной системы, а в частности черепа. Долговременное и планомерное выполнение предписанного доктором комплекса определенных движений дает видимый положительный результат.

На долю аппаратных методов лечения приходится большая масса исправлений врожденных и приобретённых зубных дефектов.

Используя различного рода ортодонтические аппараты можно устранить полностью или свести к минимуму последствия следующих зубочелюстных аномалий практически в любом возрасте:

— восстановить нормальное расположение в ротовой полости одного или нескольких зубов, расположенных как на одной оси, так и в нескольких направлениях;

-сформировать правильно расположенную конфигурацию зубной челюсти (растянуть, сузить, увеличить или уменьшить);

— корректировать развитие челюстей, приостанавливая или усиливая их развитие;

— совмещать верхние и нижние ряды зубов, передвигая их относительно друг друга;

— нормализовать работу лицевых мышц (жевательных, мимических) и языка.

Принцип лечения при аппаратном способе исправления дефектов челюсти и зубов основан на дозированном и направленном механическом воздействии, перестройке нагрузки на зубы и челюстные отделы. Стоматологические лечебные приборы служат искусственными стимуляторами для изменения существующего положения тканей (будь то зубы, одна или обе челюсти), которые вызывают видоизменение существующей аномалии, приближают её к нормальному положению и закрепляют (фиксируют) полученную форму.

Вывод.

Ортодонтические методы лечения зуболечебных аномалий дают положительный результат только в том случае, если правильно выбрана стратегия лечения, соблюдены все сроки, а также во избежание возникновения разного рода рецидивов пациент еще некоторое время находится под наблюдением лечащего врача.

Литература:

1. Некрылов В.А. Разработка автоматизированной системы выбора схемы лечения стоматологических заболеваний. / В.А. Некрылов, П.В. Чернов, Н.А. Гладских, М.В. Гладышев // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2011. Т. 10. № 1. С. 173-175.

2. Судаков О.В. Информационно-программное обеспечение в подготовке врачей-стоматологов. / О.В. Судаков, Н.А. Гладских, Н.Ю. Алексеев, Е.В. Богачева // Материалы XVI Международной научно-методической конференции. Под редакцией А.А. Крыловецкого. 2016. С.644-649

3. Хорошилкина Ф.Я., Персин Л.С. Ортодонтия. Комплексное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий: ортодонтическое, хирургическое: Учеб. пособие. – М.: Ортодент-Инфо, 2001. – 174с.

4. Трезубов В.Н.Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение: Учебник/ В.Н.Трезубов, М.З. Штейнгарт, Л.М. Мишнев. –СПб.: Спецлит, 2006. – 351с.

5. Гриднева А.Н. Построение информационного комплекса компьютерного моделирования протезирования зубов / А.Н. Гриднева, Е.В. Богачева, Л.В. Кретинина, Н.Н. Канатникова // В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития медицины. сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2016. С. 153-155.

6.Экермен М.Б. Ортодонтическое лечение. Теория и практика / Марк Бернард Экермен ; пер. с англ. – М. :МЕДпресс-информ, 2010. – 160 с. : ил.

7. Трезубов В.Н., Фадеев Р.А. Использование профильных телерентгенограмм для дифференциальной диагностики аномалий размеров и положения челюстей // Новое в стоматологии. — 1994. — № 4. — С. 30-33.

Сведения об авторе:

Грянко
Александра Андреевна —
студентка «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко», e-mail

По каким причинам могут возникнуть зубочелюстные дефекты

  • Генетические – по наследству от родителей детям передаются различные особенности зубочелюстного аппарата: неправильный размер и форма, нарушение строения и функций мягких тканей.
  • Эндокринные – гипотиреоз, гиперпаратиреоз, гипокортицизм, гипофизарный нанизм.
  • Экзогенные – нарушения развиваются на фоне неблагоприятного воздействия внешних факторов в период внутриутробного развития; различных нарушений во время беременности; внутриутробных инфекций; родовых травм.
  • Местные – раннее искусственное кормление, сосание пальцев, кормление детей дошкольного возраста только измельченной пищей, механические повреждения зубов, короткая уздечка, ранний кариес, зубной налет.

Причины образования патологического прикуса

Любые нарушения прикуса возникают под воздействием следующих факторов:

  • травмы, полученные в процессе родов;
  • плохая наследственность;
  • ряд заболеваний, перенесенных женщиной в период вынашивания плода;
  • хронические болезни носоглотки;
  • ошибки при кормлении ребенка из бутылочки или грудью;
  • множественное кариозное поражение зубов;
  • формирование ротового дыхания;
  • неполноценное, неправильное питание;
  • относительный недостаток фтора или кальция;
  • обменные сбои;
  • травмы зубочелюстной системы;
  • принятие ребенком неправильного положения во время сна;
  • злоупотребление пустышкой в раннем возрасте;
  • привычка сосать воротник, палец, игрушки;
  • неправильная осанка;
  • рахит;
  • неравномерная истираемость временных зубов;
  • затянувшаяся замена временных зубов на коренные;
  • задолго до их смены на постоянные, удаление временных зубов.

Лечение нарушений

Лечение аномалий выполняется в любом возрасте, но лучше начинать терапию в период, когда развивается молочный прикус. Некоторые зубочелюстные отклонения следует лечить только в определенном возрасте.

Могут применяться следующие методики:

  • аппаратурная;
  • аппаратурно-хирургическая;
  • хирургическая;
  • функциональная (миогимнастика).

Миотерапия представляет собой лечебную гимнастику. Благодаря систематическим продолжительным занятиям стимулируются функции мышц, которые плохо развиты, нормализуется рост челюстей и симметричное развитие всего лица. Наиболее эффективен данный способ лечения в дошкольном возрасте.

Аппаратурная терапия представляет собой механическое воздействие на отделы, в результате чего перестраиваются ткани зубочелюстной системы. Аппараты могут быть съемными и несъемными.

Когда аппаратное лечение не дает положительный результат, применяется комплексная терапия, которая включает в себя хирургическое вмешательство.

Осложнения после лечения

  • существенное расширение опорных зубов;
  • воспаление десен;
  • кариес;
  • кровоизлияние в ткани.

Эндогенные факторы возникновения ЗЧА

Зубо-челюстные аномалииЭндогенные факторы в свою очередь можно разделить на две группы: генетические причины и эндокринные. С генетической точки зрения возникновение ЗЧА у ребенка зависит не только от наличия аномалий развития зубочелюстного отдела у его родителей, но и от строения их зубочелюстных систем. Например, если от матери ребенок унаследовал узкую челюсть, а от отца крупные зубы, в результате отсутствия достаточного места для роста зубов зубы будут располагаться неровно, развернутся вокруг своей оси.

Врачи-стоматологи, оказывающие такие услуги, как лечение зубов, исправление прикуса, установка брекетов, считают, что напрямую через набор генов передаются следующие пороки развития лицевых костей черепа:

  • врожденная расщелина твердого неба;
  • болезнь Шершевского;
  • макрогнатия и микрогантия и другие.

Нарушения в работе эндогринной системы часто становятся причиной возникновения ЗЧА. Гипотериоз обуславливает задержку в развитии зубочелюстной системы, в том числе: позднее прорезывание зубов, адентия, гипоплазия эмали. Тиреотоксикоз становится причиной нарушения функции жевательных мышц и появления некоторых других аномалий.

Профилактические методы

Благодаря комплексному подходу, применению ультрасовременной терапевтической стоматологии, новаторских хирургических методов лечения, устраняются аномалии, восстанавливается нормальное функционирование зубочелюстного аппарата.

К профилактическим методам относятся:

  • придерживаться здорового образа жизни во время беременности, исключить стрессы;
  • рационально питаться;
  • своевременно корректировать нарушения эндокринного характера;
  • регулярно посещать стоматологический кабинет для проведения диагностики и выявления аномалий.

Важно следить за состоянием здоровья ребенка сразу после рождения. Немаловажную роль играет раннее прикладывание к груди, насыщенное витаминами и всеми необходимыми веществами питание. Все это поможет избежать различных аномалий.

Аномалии прикуса: последствия и осложнения

К сожалению, при отсутствии лечения неправильный прикус может стать одним из факторов, провоцирующих развитие в организме целого ряда патологических процессов. В частности, нарушения прикуса могут быть последствием:

  • изменения принципов функционирования зубочелюстной системы;
  • увеличения нагрузки на одни зубы и ослабления ее на другие;
  • ускоренного истирания эмалевого слоя зубов;
  • заметного повышения чувствительности зубов;
  • изменения формы лица, утраты его симметрии, появления эстетических дефектов, нарушения мимики;
  • нарушения речевой функции;
  • увеличения риска травмирования языка, щек, десен;
  • повышения риска возникновения заболеваний пародонта;
  • повреждения ВНЧС;
  • появления воспалительных процессов;
  • возникновения проблем при проведении процедур протезирования и имплантации;
  • появления ночного апноэ;
  • нарушения функции дыхания;
  • возникновения болезней носоглотки, пищеварительных органов, дыхательных путей.

Дефекты развития зубочелюстной системы у детей

Основная часть пациентов детской стоматологической ортодонтии

– дети с аномальным прикусом. Неправильное смыкание зубов верхней и нижней челюсти можно распознать по некоторым признакам.

Признаки аномалий прикуса:

  • между зубами большие щели;
  • ночной скрежет зубами;
  • скученность зубов в ряду;
  • речевые нарушения;
  • ребенок может жаловаться на болевые ощущения при пережевывании пищи, также не исключаются головные боли.

Зубочелюстные аномалии у детей классифицируют на несколько видов.

Виды патологии:

1. Глубокий прикус – верхние зубы в состоянии смыкания полностью закрывают нижние резцы.

2. Открытый прикус – зубы верхней и нижней челюсти при смыкании не соприкасаются друг с другом.

3. Дистальный – при таком прикусе зубы верхней челюсти сильно выдвигаются вперед. Если наблюдается выдвижение зубов нижней челюсти, диагностируется мезиальный прикус.

4. При смещении зубных дуг по отношению друг к другу определяется перекрестный дефект прикуса.

Основные стадии коррекции неправильного прикуса

Коррекцией патологического прикуса занимается ортодонтия. При этом программа терапии включает в себя несколько последовательных этапов.

  • Диагностические мероприятия. Для постановки верного диагноза и подготовки программы лечения врачам могут потребоваться данные радиовизиографии, ортопантограммы или КТ. Полученные снимки помогают оценить выраженность изменений, произошедших в строении зубочелюстной системы.
  • Стоматологическая санация полости рта (проведение профессиональной гигиены, лечение кариеса).
  • Борьба с сопутствующими патологическими процессами.
  • Установка брекетов или иных корректирующих конструкций.
  • Ретенционные мероприятия, позволяющие закрепить результат, полученный в ходе ортодонтического лечения (ношение стоматологических ретейнеров).

Исправление прикуса – это трудная, продолжительная и дорогостоящая процедура, требующая от пациента глубокого терпения и ответственного подхода к соблюдению всех врачебных предписаний. Однако только таким способом можно добиться сохранения эстетики зубных рядов и предотвратить развитие целого ряда патологических процессов.

Как бороться с вредными привычками

Лучше всего, если родителям удастся отучить ребенка от вредных привычек к 3-летнему возрасту. Тогда ваш ребенок сможет избежать формирования серьезных зубочелюстных аномалий. Варианты отучения от привычек существуют разные, главное, чтобы в этом не было принуждения и насилия. Хорошим подспорьем может стать календарь, помогающий детям научиться контролировать свои привычки, где ребенок сам о и «плохие» дни. В некоторых случаях помогает специальных горький нетоксичный лак, который наносится на ногти с целью отучить ребенка от сосания пальца. Есть специальное средство с горьким вкусом, которое можно наносить на соску. Проконсультируйтесь детским ортодонтом или педиатром по поводу применения таких средств. Не стоит пользоваться бабушкиными рецептами и наносить на соску горчицу или перец. Так вы можете спровоцировать аллергический приступ. Также не стоит использовать ограничивающие средства (шины, повязки, варежки и т.п.), так как после прекращения ограничений ребенок снова начинает сосать палец.

Питание из бутылки лучше всего скорректирует мама малыша, переведя ребенка на твердую пищу и питье из чашки. Если ребенок все еще нуждается в бутылочке, то лучше заменить сладкие напитки несладкими, защитив ребенка от раннего кариеса. Вы должны помнить, что иногда попадаются очень упорные дети, не желающие расставаться со своими привычками. Не травмируйте ребенка, а обратитесь к ортодонту и будьте готовы к будущему регулярному наблюдению у этого специалиста. Пусть вас успокоит то, что большинство аномалий поддаются лечению и коррекции, если вы наблюдаетесь у опытного детского специалиста, и исправление прикуса у детей в большинстве случаев проходит успешно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]