5 безопасных обезболивающих для грудничков: детские препараты


Парацетамол

Самое популярное противовоспалительное и обезболивающее для детей – Парацетамол:

Форма выпуска Таблетки, суспензия, сироп, ректальные суппозитории
Действующее вещество Парацетамол, иногда в комбинации с аскорбиновой кислотой
Показания Болевой синдром, невралгия, миалгия, повышенная температура тела
Противопоказания Гиперчувствительность к составу, анемия, нарушения работы почек
Способ применения Ректально или внутрь
Дозировка Внутрь – 10 мг/кг массы тела, ректально – по свече в сутки
Побочные эффекты Тошнота, боль в животе, анемия, нарушение функции почек, печени, агранулоцитоз, тромбоцитопения, аллергия
Цена 6 рублей за 10 таблеток 500 мг

Статьи по теме

  • Безопасное отхаркивающее средство от кашля для грудничков — обзор препаратов с описанием
  • 5 проверенных жаропонижающих для новорожденных — инструкция по применению и состав
  • Обезболивающие мази для детей при ушибах и травмах — эффективные средства с описанием

Препараты, обогащенные ферментами

Ферменты – это особые вещества, способствующие расщеплению питательных веществ (в частности, молочного сахара) в кишечнике.

В состав современных лекарственных средств, в основном, входят такие катализаторы пищеварения, как амилаз, липаз и протеаз. Из всех препаратов, содержащих ферменты, грудничкам чаще всего назначают:

  1. Мезим;
  2. Креон;
  3. Лактазар (последний рекомендован исключительно при лактозной недостаточности и может оказаться совершенно бесполезным во всех прочих случаях).

Ибупрофен

Детское обезболивающее Ибупрофен назначается врачами-педиатрами для грудничков:

Форма выпуска Таблетки, гель, анальгезирующая суспензия
Действующее вещество Ибупрофен
Показания Артрит, невралгия, лихорадка, мигрень, тонзиллит, зубная боль, бронхит, ринит, пневмония, синусит
Противопоказания Непереносимость компонентов состава, скотома, амблиопия, отеки, гипертензия, гемофилия
Способ применения Внутрь, ректально или наружно
Дозировка 20–40 мг/кг тела в сутки, наружно курс длится 2–3 недели
Побочные эффекты: Тошнота, рвота, абдоминальная боль, изжога, анорексия, диарея, метеоризм, тахикардия, депрессия, сонливость, аллергические реакции
Цена 60 рублей за 20 таблеток 400 мг

Нурофен

Детские обезболивающие препараты должны безопасно купировать боль, не причиняя вреда здоровью. Нурофен является популярным обеззараживающим средством для грудничков:

Форма выпуска Суспензия, свечи
Действующее вещество Ибупрофен
Показания Головная, зубная боль, невралгия, лихорадка
Противопоказания Язвенная болезнь желудка, сердечная недостаточность, непереносимость компонентов состава или ацетилсалициловой кислоты, гемофилия, геморрагический диатез, маловесный ребенок
Способ применения Внутрь или ректально не дольше 3 дней при использовании в качестве жаропонижающего и 5 суток – обезболивающего
Дозировка Внутрь – по 2,5 мл суспензии 3-4 раза в сутки, ректально – по 1 свече в день на ночь; при лихорадке – 5–10 мг/кг массы тела в сутки. При лихорадке после иммунизации – 50 мг однократно. Перед приемом суспензия тщательно встряхивается
Побочные эффекты Головокружение, анемия, нарушение функции почек, диарея, лейкопения, аллергические реакции
Цена 220 рублей за 200 мл суспензии

Для чего используется анестезия в педиатрии

До сих пор во взглядах специалистов и родителей маленьких пациентов сохраняется достаточно много мифов о том, как дети воспринимают и переживают боль.

Среди подобных заблуждений можно встретить следующие умозаключения: дети не воспринимают боль так, как взрослые; дети не помнят о боли, пережитой ими ранее; дети всегда говорят взрослым, когда им больно; дети всегда одинаково воспринимают боль; детям полезно терпеть боль, так как это помогает формировать характер и силу воли; обезболивание приводит к психологической зависимости у ребенка и т.д. Последние исследования показали, что, чем младше ребенок, тем острее он переживает боль, но, к сожалению, он не всегда может сообщить об этом21.

Боль является одной из самых рано формирующихся психофизических функций, связанной с самыми «древними» структурами мозга. К 30–ти неделям развития плода все пути проведения и восприятия боли уже сформированы. С этого времени ребенок воспринимает боль, а ее интенсивность часто оказывается даже большей, чем у взрослых.

Однако субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием. Особенно это касается тех, кто затрудняется выразить свою боль словами. В результате этого, как утверждают исследователи, до начала 80–х годов ХХ века лечение боли у новорожденных редко проводилось адекватно, т.к. предполагалось, что из–за незрелой нервной системы младенцам практически не знакомы болевые ощущения. Работы Anand и соавтора показали, что у недоношенных новорожденных после хирургического вмешательства с обычной минимальной анестезией возникали более сильные реакции (возрастание концентрации катехоламинов, глюкагона, кортикостероидов), у них наблюдалось больше послеоперационных осложнений, выше оказывалась смертность по сравнению с группой новорожденных, получивших полную анестезию. McCrath и Unruh доказали, что незрелость новорожденных касается не их способности переживать боль, а исключительности их неспособности сигнализировать о ней взрослым.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют специалистам настоятельно требовать обеспечения обезболивания детям любого возраста, хотя бы потому, что все человеческие существа имеют право на адекватную помощь в контроле боли, вне зависимости от того, могу ли они о ней сообщить или нет.

Стоит учитывать также, что общее восприятие лечения и болезни взрослым пациентом и ребенком различно. Взрослый человек способен оценить пользу лечебных процедур и медицинских манипуляций и позитивно воспринять ситуацию лечения, медицинский персонал, несмотря на пережитую боль и неприятные ощущения. Мышление ребенка (примерно до начального подросткового возраста) конкретно, наглядно, более фрагментарно. Так, в крупном рандомизированном исследовании показано, что самым пугающим и болезненным компонентом визита к врачу дети практически всех возрастов считают иглы и процедуры, связанные с их использованием.

В силу дефицита смысловой регуляции эмоции и ощущения играют большую роль в оценке ситуации и адаптации к ней.

Поэтому лечебные и профилактические медицинские процедуры, связанные с болезненными ощущениями, или заболевания, сопровождающиеся болью, часто ассоциируются у детей с наказанием и насилием. Дети нередко испытывают вину за собственное плохое самочувствие, расценивая это, как проявление их собственной «плохости». Даже не умеющие еще говорить дети очень хорошо помнят все детали болезненных процедур и событий. При повторении процедуры у них отмечается повышение «стрессовой» реакции уже в момент обработки кожи перед процедурой. Негативный опыт может усиливать болевой ответ раз от раза, как снежный ком, определяя дальнейший ответ ребенка на болевые стимулы.

Память заставляет организм избегать тех ситуаций, которые благодаря опыту боли приобрели в жизни ребенка значение «опасные». Если эта боль возникла в результате медицинских манипуляций, лечения или болезни, то подобное избегание называют «синдромом медицинского посттравматического стрессового расстройства». Известным проявлением этого нарушения является знакомая многим взрослым «иглофобия».

Несмотря на то, что боль имеет сигнальную функцию, свидетельствуя о неполадке, повреждении в организме, мобилизуя резервные силы организма для обеспечения реакции бегства и обороны, часто ее «позитивный» смысл чрезвычайно преувеличивается. Боль призывает оказать помощь, провести лечение. С психологической точки зрения терпеть боль не только бесполезно, но и вредно.

Боль ухудшает качество жизни (восприятие возможностей и полноты жизни) детей разных возрастов и при различных заболеваниях, и в случаях разных медицинских манипуляций. Так, у подростков с артритом высокий уровень боли приводил к снижению таких показателей качества жизни, как физическое, эмоциональное и социальное функционирование. У детей с хроническими абдоминальными болями неорганического происхождения, как и у детей с гастроизофагитом или воспалительным заболеванием кишечника, сопровождающимися болями, отмечается снижение качества жизни по всем показателям по сравнению со здоровыми сверстниками. Боль имеет выраженные негативные эффекты: как краткосрочные, так и отсроченные во времени.

Некоторые авторы в зависимости от остроты реакции и длительности последствий в ответ на медицинские ситуации и болезни, сопровождающиеся различными болями, разделяют острое стрессовое расстройство (ОСТ) (acute stress disorder) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) (posttrau-matic stress disorder). Первое (ОСТ) характеризуются преимущественно диссоциацией, избегающим поведением, тревогой и возбудимостью, навязчивым повторением пережитого, симптомы длятся от 2 дней до 4 недель и постепенно угасают. Для второго (ПТСР) также свойственно повторение пережитого, избегающее поведение, повешенная возбудимость, однако симптомы длятся, по крайней мере, один месяц. Согласно МКБ–10 и DSM–IV посттравматическое стрессовое расстройство классифицируется, как тревожное расстройство. В зависимости от возраста, возможностей совладать с травматическим болевым опытом, особенностей медицинских ситуаций, реакции детей могут быть различными. Младенцы и дети раннего возраста демонстрируют признаки регрессивного поведения, хнычут, может появиться энурез, потеря только что появившихся навыков, потеря речи, трудности засыпания или ночные пробуждения. Дети дошкольного возраста стремятся воспроизводить пережитый опыт в играх, наряду с этим могут также появиться трудности засыпания и ночные кошмары, уменьшение речевой активности, повышение сепарационной тревоги (при расставании с близкими), а также страхи, например, страх темноты. Дети младшего школьного возраста демонстрируют ночные кошмары, фиксированность на травматическом событии, навязчивые повторения, различные психосоматические реакции, перевозбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, страхи, избегающее поведение, агрессивные выпады. В более взрослом возрасте может появиться стремление к большей независимости – ранним сексуальным отношениям, стремлению покинуть дом – или, наоборот, несоответствующее возрасту увеличение зависимости. Возможно также отклоняющееся поведение, употребление психо-активных веществ. Чаще по сравнению с детьми младшего возраста у подростков отмечаются возникновение чувства вины и навязчивые воспоминания.

В любом возрасте ребенок, сталкиваясь с переживаниями боли, часто теряет интерес к обычным видам активности, у него понижается самооценка, часто теряется перспектива будущего. Подобные переживания могут расстраивать отношения с близкими, друзьями, особенно если болевые ощущения связаны с жизненно важными процедурами или серьезной болезнью, а также насилием.

В свою очередь, последствия ПТСР могут приводить к нарушению адаптации ребенка в школе, привычной жизни и среде. Сравнивались разные типы травматических ситуаций, сопряженных с болевым опытом у детей: травматические ситуации типа I, связанные с внезапными событиями (пожаром, авариями с повреждениями, различными медицинскими процедурами) и ситуации типа II, связанные с длительными воздействиями неприятного события (онкологическим заболеванием, пересадкой органов). Для обоих случаев характерно было избегающее поведение у детей, повышение тревожности, повторение ситуаций. Для детей с I типом травмы более характерно было полное детализированное запоминание ситуации, развитие предчувствий, нарушение восприятия реальности, в то время как дети с типом травм II демонстрировали большее отрицание ситуации, диссоциации, отсутствие чувств или проблем. В ответ на медицинские процедуры могут развиться как ответы I типа (если процедуры связаны с опасными вмешательствами), так и II типа (в случае, если процедуры более болезненные повторяются многократно, а само лечение оказывается длительным и агрессивным).

Анализируются различные психологические последствия болевого опыта у детей в зависимости от опыта, контекста различных заболеваний. Болевой опыт, связанный с ожогами, чаще провоцирует у детей ночные кошмары, энурез, фобии в течение года или даже более после случившегося несчастья. Болевой опыт, связанный с травмами и автокатастрофами приводит к тому, что дети хуже дифференцируют страх, связан ли он с самой катастрофой или с болезненными процедурами во время лечения. Отмечались проигрывание травматических ситуаций, воспроизведение ситуации во снах, избегающее поведение.

В ответ на хирургическое вмешательство, сопровождающееся болевыми переживаниями, более 80% детей и членов их семей испытывают острый стресс. Подобная травма провоцирует страхи, депрессию, генерализованную тревогу. У каждого пятого ребенка развивается посттравматическое стрессовое расстройство, длящееся более 4 месяцев и проявляющееся в повседневной жизни. Во многом этот стресс спровоцирован уровнем болевого опыта во время болезни и лечения. Более серьезный ранний стресс (острая стрессовая реакция) у детей и родителей может помочь предотвратить развитие посттравматического стресса у детей. Особое внимание отводится влиянию боли у детей при онкологических заболеваниях. Усиление симптомов ПТСР, в сравнении с другими заболеваниями, связано с длительностью лечения, болезненными манипуляциями и интенсивностью лечения. Особенно у маленьких детей возрастала связь ПТСР с субъективными показателями лечения.

Данные специально созданного в США Центра изучения медицинского стресса у детей (Center for Pediatric Traumatic Stress, Philadelphia) также подтверждают, что опыт боли у детей может иметь значительные негативные краткосрочные и отсроченные во времени психологические и социальные последствия. Среди психологических последствий во взрослой жизни встречаются: хроническое болевое расстройство, тревожность, различные фобии, ипохондрическое развитие личности, панические атаки. Среди социальных – реакции избегающего и уклоняющегося поведения от новых и малознакомых ситуаций, значительно снижающие уровень социальной адаптации. Значительные социальные и эмоциональные проблемы в случае болей в детстве переживают не только дети, но и их родители.

Некоторые хронические и острые болезни детей, сопровождающиеся болями, к сожалению, заканчиваются летальным исходом. В таких случаях факт, что перед смертью ребенок меньше страдал и мучился от боли, может иметь для семьи решающее значение для реабилитации и совладением с потерей ребенка. Уменьшение болевых переживаний снижает выраженность медицинского стресса у детей и их семей(…).

В настоящее время для контроля боли разного происхождения разработаны и продолжают разрабатываться специальные протоколы оценки боли и ее лечения. Основным их компонентом является использование различных медикаментозных методов обезболивания(..). Для контроля боли у детей также используются нефармакологические, психотерапевтические методы помощи.

В одних случаях данные методы могут проводиться родителями и медперсоналом (а иногда и сами детьми), специально обученным особым техникам; в других – опытными психологами и психотерапевтами. Одна их групп таких методов связана с созданием специальной обстановки, в которой проходят медицинские манипуляции с ребенком, сопровождающиеся болевыми ощущениями. Обычно используется пошаговое информирование маленького пациента и родителя о том, что будет происходить во время процедуры, что ребенок будет видеть и слышать. При этом рекомендуется избегать непонятных медицинских терминов, сильно беспокоящих и эмоционально насыщенных слов, не пытаться внушать, что процедура будет абсолютно безболезненной. Позитивное влияние в момент проведения процедур оказывают использование шуток, четкие команды, похвалы ребенка, прочтение книг с описанием процедуры, искренняя и открытая коммуникация. Дополнительный комфорт для детей можно создать за счет внешнего вида кабинета, где проводятся процедуры и манипуляции, куда помещаются игрушки или симпатичное одеяло, расписываются стены и развешиваются картинки. Полезным является также включение самого маленького пациента в проведение процедуры: ребенку можно предложить, например, отсчитывать время до окончания определенных этапов процедуры или держать какой–либо медицинский инструмент; важно давать ребенку ощущение свободы, например, за счет выбора того или иного бинта, принятия решения, из какой руки брать анализ и т.д. Если ребенок госпитализирован и проходит лечение больнице, не рекомендуют проводить процедуры в палате, на его кроватке. Лучше использовать для манипуляций специальную комнату, чтобы поддерживать у ребенка ощущение безопасности хотя бы в его палате. Немаловажным является уважение его границ, подчеркиваемое наличием расписания процедур и проводимых мероприятий, сопровождением обходов предварительным стуком в дверь палаты, где находится ребенок.

Уменьшают болевые ощущения и дистресс у детей оставшиеся с ними родители, у них также можно узнать, что может быть для их ребенка стрессовым в процедуре и что может помочь лучше справиться с ситуацией. Однако важно не просить родителей удерживать ребенка, инструктировать родителей не угрожать ребенку дополнительными уколами, а наоборот, поставить перед ними задачу вести себя так, чтобы помогать «сдерживать» боль. Для этого широко используются различные методы отвлечения ребенка во время процедуры разными способами, в зависимости от возраста ребенка, его увлечений и интересов. Отвлекающие разговоры (о школе, об увлечениях) – всегда доступны. Для грудных детей в качестве отвлечения во время процедуры нередко используется телесный контакт матери с малышом, например, прижимание его к материнской груди. Тактильное отвлечение используют и с более взрослыми детьми: с помощью давления на какую–нибудь точку тела, поглаживаний, похлопываний.

Среди рекомендаций по аналогичному сдерживанию боли у детей для медицинского персонала выделяют следующие: проводить мероприятия в спокойной и доброжелательной атмосфере; быть уверенным и избегать извинений, оправданий, критики; избегать разговоров с коллегами, родителями, студентами (особенно о побочных действиях процедуры); стараться избегать стрессовых влияний (резких звуков); не перестраховываться во время проведения процедур. Для персонала с этой целью организуют специальные тренинги и семинары.

Для борьбы с посттравматическим стрессовым синдромом может использоваться когнитивная (поведенческая) психотерапия. Для профилактики и лечения медицинского стресса предлагается предоставление информации детям, родителям пациента о болезни-ни, причинах возникновения боли и болезненных процедурах; ранняя диагностика болевого ответа; повышение уровня информированности самих специалистов, в том числе по проблемам переживания боли детьми и обеспечения управления болью.

Таким образом, очевидным становится факт, что проблема боли в педиатрии в настоящее время занимает особое место. Опыт детства может сделать человека в большей или меньшей степени восприимчивым к боли. Отсутствие обезболивания, лечение боли может иметь серьезные негативные последствия для развития гармоничной и хорошо адаптированной личности, а также установления партнерских отношений врач – пациент во взрослой жизни21.

Тантум Верде

Безопасным обезболивающим средством для грудничков считается Тантум Верде:

Форма выпуска Спрей, раствор, таблетки для рассасывания
Действующее вещество Бензидамин
Показания Фарингит, гингивит, стоматит, тонзиллит, воспаление слизистой оболочки рта, флебит
Противопоказания Повышенная чувствительность к компонентам средства, недостаток мышечной массы, расстройства желудочно-кишечного тракта
Способ применения Внутрь местно, наружно
Дозировка Спрей – по 1–4 дозы в день, раствор – для орошения слизистой рта по 1,5 мл, таблетки – по 1 шт., 3–4 раза в день
Побочные эффекты Жжение, сухость во рту, онемение, ларингоспазм, аллергия на коже
Цена 270 рублей за 20 таблеток 3 мг

Отипакс

Для лечения ушных проблем у грудничка используют капли Отипакс:

Форма выпуска Ушные капли
Действующее вещество Лидокаин, феназон
Показания Острый, воспалительный средний, баротравматический отиты, осложнения после гриппа
Противопоказания Перфорация барабанной перепонки, гиперчувствительность к компонентам состава
Способ применения Закапывание в наружный слуховой проход предварительно подогретого (между ладонями) средства курсом не дольше 10 суток
Дозировка По 3–4 капли 2–3 раза в сутки
Побочные эффекты Аллергия, раздражение, гиперемия кожи
Цена 210 рублей за 15 мл

О правильной профилактике коликов

Чтобы предотвратить появления коликов, надо заниматься с малышом гимнастикой.

Любое заболевание легче предупредить, чем вылечить. Справедливо данное утверждение и по отношению к младенческим коликам.

Известно, что формирование микрофлоры в кишечнике ребенка начинается еще до его рождения.

Поэтому, чтобы малыш не страдал от проблем с ЖКТ, его матери необходимо правильно питаться на протяжении всей беременности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]