Красивая улыбка — дело зубного техника: рассказываем все о профессии


Источник фото senivpetro/freepik

Красивая улыбка — это показатель не только красоты, но и здоровья. Лицевая хирургия позволяет исправлять последствия травм, неправильное строение челюсти и врожденные дефекты.

Зубной техник — это тот, кто занимается решением подобных вопросов. Еще в VII веке до нашей эры были специалисты, которые выполняли подобные операции.

Что делает зубной техник

Зубной техник — это медицинский работник, чья работа касается ремонта и изготовления зубных протезов и аппаратов. Техник не всегда является врачом, часто имеет фельдшерское образование. Трудится он в тесной связке с ортодонтами, врачами челюстно-лицевой хирургии и стоматологами.

По этой причине у представителей профессии принято выделять более узкие направления деятельности. К примеру, существует направление техник-ортодонт. Его обязанность состоит в том, чтобы создавать съемные челюсти и протезы.

Еще одна особенность профессии зубного техника — обилие инструментов. В работе он использует:

  • прибор для штамповки коронок;
  • наковальни;
  • молотки;
  • лобзики.

Также зубные техники активно используют 3D-принтеры и программы, которые помогают с компьютерным моделированием объёмных моделей протезов.

Чем занимается специалист

Стоматологи – это древняя профессия, а вот зубной техник как отдельная единица появился недавно.
Основное направление деятельности зубного техника – это изготовление зубных коронок, различных конструкций мостовидных протезов, челюстно-лицевых и ортодонтических конструкций, бюгельных и съемных пластиночных протезов. Доктор вместе с пациентом подбирает и материалы, и необходимые конструкции. Изготавливает сначала слепок челюсти, по которому проектирует макет для дальнейшего производства протеза.

Современные технологии и материалы позволяют делать приближенные к виду настоящих зубов протезы. Основная задача зубного техника – создать протезную конструкцию эстетически красивой, удобной и функциональной.

Содержание:

  • Чем занимается специалист
  • В чем заключается работа
  • С какими проблемами обращаться к врачу
  • Методы лечения

У каждого уникальное строение челюсти, следовательно, производить протезы потоковым образом попросту невозможно. Техник работает в дуэте со стоматологом-ортопедом, и результат напрямую зависит от качества и уровня действий каждого.

Зубной техник очень беспокоится за свою репутацию и старается как можно качественней и ответственно выполнять свои основные обязанности. Качественные услуги опытного техника всегда востребованы. В работе врач использует следующее профессиональное оборудование: шлифовальный станок, литейный агрегат, насос вакуумный, приборы для напыления и сварки, пескоструйный аппарат, воскотопку, плавильную печь.

Из основных качеств зубного техника стоит отметить психическую и физическую выносливость, хорошую концентрацию внимания, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, внимательность и чуткость к людям, сопереживание. Противопоказано работать зубными техниками людям, которые страдают кожными заболеваниями, заболеваниями зрения, нарушениями речи и слуха, работы ЦНС, психическими недугами, аллергическими, инфекционными заболеваниями.

Обязанности зубных техников


Источник фото prostooleh/freepik

В список обязанностей представителя этой профессии можно включить:

  • работу с пациентами;
  • создание опытных образцов протезов или имплантов и реальных моделей;
  • ремонт и восстановление аппаратов.

Также зубной техник — это тот, кто работает с документами: составляет отчетности по материалам, планы закупок и т. д.

Чтобы иметь возможность грамотно и качественно выполнять поставленные задачи, специалист должен знать:

  • особенности используемых материалов;
  • назначение и характеристики оборудования;
  • принципы создания протезов и аппаратов.

В чем заключается работа

Зубной техник – это техническая и немного творческая профессия. Техник работает с полученными слепками ротовой полости пациента. В своей работе он ведет беседу с пациентом на тему, какие бы зубы он себе хотел, рассчитывает стоимость и приступает к работе. После получения слепка врач идет в свою оборудованную лабораторию и приступает к проектированию. Для производства модели нужно уметь хорошо рисовать, владеть навыками 3Д-моделирования.

Следующий шаг – это подбор материалов, выбор необходимого цвета верхнего слоя, определение разновидности зубных протезов. Выбранный протез оборудуется определенными креплениями, а на завершающем этапе производится шлифовка и полировка. Чаще всего слепки снимает стоматолог-ортопед, а с клиентом техник встречается только в период примерки и подгонки готовых зубных конструкций.

Что должен уметь зубной техник

То, что делает зубной техник, требует высокой квалификации и соответствия определенным требованиям. Вот некоторые из них:

  • наличие профильного высшего или среднего специального образования в области стоматологии;
  • действующая медицинская книжка;
  • отсутствие медицинских противопоказаний.

К представителям есть серьезные требования по состоянию здоровья. В связи с этим работать по профилю не могут лица, имеющие следующие типы заболеваний:

  1. нарушения моторики пальцев;
  2. хронические инфекционные заболевания;
  3. эпилепсия;
  4. нервные расстройства;
  5. психические заболевания;
  6. нарушения зрения и слуха;
  7. дерматологические заболевания.

Важные качества

Зубному технику необходимы хорошо развитая мелкая моторика рук, аккуратность, склонность к ручному труду, наблюдательность, высокая концентрация внимания, хорошая оперативная память, физическая и психическая выносливость. А также чуткость, сопереживание, внимательность к людям, умение ладить с больными. Противопоказания: раздражительность, грубость, хронические инфекционные и аллергические заболеваниясердечно-сосудистые заболевания, психические недуги и расстройства нервной системы, нарушения слуха, речи, зрения, болезни кожи рук.

Где выучиться на зубного техника

Получить необходимое образование можно в медицинском колледже. А поступить на выбранную специальность можно только после 11 класса школы. Продолжительность обучения составляет около трех лет. Зубной техник может выучиться и в высшем учебном заведении, где будет предложена более углубленная подготовка по профилю.

Из-за того, что зубной техник относится к медицинским работникам, ему необходимо регулярно повышать уровень своей квалификации, осваивать новые методы работы и возможности инновационных материалов.

Заработная плата и перспективы

У каждого зубного техника карьера складывается в зависимости от выбранного им направления и освоения новых методов работы, а также, разумеется, от его амбиций и стремлений. Молодой специалист с каждым днем все больше совершенствует свои навыки, приобретая бесценный опыт и знания.

По достижении определенного уровня профессионализма можно отправиться на повышение квалификации и получить сертификат стоматолога-ортодонта. Или же, как вариант, освоить управленческие навыки и стать ведущим специалистом. При наличии предпринимательской жилки можно открыть свое собственное дело. Конечно, это будет непросто, однако любимое занятие способно приносить немалый доход.

Для многих молодых людей, желающих попробовать себя в профессии «зубной техник», зарплата играет далеко не последнюю роль. Поэтому отметим, что в среднем специалисты в этой сфере могут рассчитывать на доход от 30 до 80 тысяч рублей в месяц. Что же касается востребованности, то в связи с все возрастающей заинтересованностью в специалистах данной области с устройством на работу проблем возникнуть не должно.

Карьерный рост зубного техника


Источник фото prostooleh/freepik

Профессия зубной техник популярна и актуальна, поэтому квалифицированный специалист не будет испытывать сложностей с поиском работы.

При должных навыках специалист может начать самостоятельную практику. Это единственный вариант для его карьерного роста, так как профессия предполагает только внутреннее(горизонтальное) развитие и совершенствование навыков.

Удаленное обучение после колледжа

Дистанционное обучение после колледжа подразумевает под собой этап повышения квалификации для практикующих специалистов.

Здесь нет необходимости посещать учебное заведение лично и проходить практикум, так как данные курсы включают в себя только теорию:

  • различные изменения в работе медработников на законодательном уровне;
  • ознакомление с новыми технологиями, оборудованием и материалами;
  • новшества в процессе изготовления челюстно-лицевых аппаратов.

Чаще всего, медицинское заведение отправляет работника на прохождение курсов повышения квалификации, если для этого существуют особые предпосылки (массовое обучение кадров, отсутствие необходимых навыков и опыта у сотрудника, появление нового оборудования и аппаратуры).

От уровня профессионализма сотрудника зависит и его рабочий статус и уровень заработной платы.

Главным достоинством дистанционно обучения в этом случае, является гибкий образовательный график, позволяющий специалисту совмещать работу и прохождение курсов повышения квалификации без какого-либо ущерба и неудобств.

Зарплата зубного техника

Доходы специалиста частной практики отличаются от оклада техника, который работает в организации. Суммы индивидуальны, так как зависят от выбранной ценовой политики, клиентской базы и региона работы зубного техника.

В то же время зубной техник при больнице или поликлинике с внушительным трудовым стажем может зарабатывать до 150 000 рублей.

По данным интернет-сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная
    — 20 тысяч рублей.
  • Максимальная
    — более 100 тысяч рублей.

Эти зарплаты указаны для наемных работников. При работе на себя зарплата зубного техника может значительно вырасти.

Особенности профессии

Одинаковых зубов и челюстей не бывает. Если проводить какие-то аналогии, то первое, что приходит на ум, это отпечатки пальцев, которых не бывает одинаковых; хоть какое-то отличие среди аналогичных, но будет. Поэтому после того, как стоматолог у себя в кабинете сделает слепок с челюсти пациента и отдаст его в зуботехническую лабораторию, начинается кропотливая работа дантиста.

Пока только – модели, потому что в первом приближении она делается из специального твёрдого и тугоплавкого зуботехнического воска. На такой модели отрабатываются мельчайшие детали рабочих поверхностей будущих протезов или имплантатов, от которых будет зависеть комфорт ношения.

После отработки всех параметров протеза, при условии, что матрица в виде отпечатка совпала с копией рабочей модели, она переводится в керамику, композит или в металл. Допуски в изготовлении изделий даже не миллиметровые, а микронные – именно такой класс точности требуется для этой работы.

Из чего вытекают следующие требования к выбранной профессии:

  • Усидчивость;
  • внимательность к мелочам;
  • достаточная тактильная чувствительность;
  • устойчивая нервная система;
  • хорошее зрение.

Преимуществом будет художественный вкус: ведь протез челюсти, особенно в её передней части, которая демонстрируется при улыбке, должен быть не только функциональным, но и эстетичным.

Именно зубной техник, а не врач-стоматолог, определяет материал, из которого будет изготовлен протез.

Взаимодействие врача и зубного техника при эстетической реставрации зубов цельнокерамическими коронками и фарфоровыми многослойными винирами
Казунобу Ямада, Зуботехнический центр Канарэ, Нагойя Перевод с японского и редакция – Е. Дьяконенко

Введение Я считаю, что понятия «стоматологическая эстетика», или, говоря точнее, «эстетическое восстановление зубов», стали привычными терминами. За поколением фарфоровых жакет-коронок последовала металлокерамика, которая позволила компенсировать недостаточную прочность фарфоровой облицовки высокой прочностью находящегося под ней металлического каркаса и расширить сферу применения керамики в стоматологии, а в последние несколько лет для восстановления зубов стали применять высокопрочную стоматологическую керамику, фиксируемую на опорных зубах адгезионными полимерами, обеспечивающими прочную и качественную связь между реставрацией и твердыми тканями зубов. Высокое художественное мастерство, красители для внутреннего раскрашивания, метод моделирования анатомической формы зубного протеза с использованием керамических масс разных цветов и оттенков, применение опалесцентной керамики и т.д. – все это было доведено до такого совершенства, что реставрации стали практически ничем не отличимыми по цвету и форме от натуральных зубов. Сообщения о цельнокерамических реставрациях, первоначально встречавшиеся только в специальных журналах, стали публиковаться в популярных изданиях; реклама о таких реставрациях нередко появляется в средствах массовой информации. Благодаря тому, что в цельнокерамических реставрациях отсутствует металл, их цвет хорошо совпадает с цветом натуральных зубов, а сама керамика обладает лучшей биологической совместимостью с тканями живого организма, чем металл, поэтому я считаю метод восстановления зубов цельнокерамическими зубными протезами и микропротезами более эффективным, чем восстановление металлокерамикой. Кроме того, сами пациенты считают, что использование металла ограничивает возможности воспроизведения необходимой естественной окраски эстетической реставрации, и поэтому выдвигают серьезные возражения против постановки им металлокерамических зубных протезов. И не только это делает выбор цельнокерамических реставраций предпочтительным – во многих случаях эстетические запросы пациентов могут быть удовлетворены единственно и исключительно с помощью безметалловой керамики. К таким запросам относятся требования о замене неэстетичных реставраций, отличающихся по внешнему виду от натуральных зубов, а также пожелания пациентов сделать свои зубы более светлыми, увеличить их ширину, укоротить длину, улучшить анатомические контуры десен, исправить положение зуба в зубном ряду и т.д. Итак, с появлением безметалловой керамики наступила эра современной эстетической стоматологии, задачей которой является как можно более полное удовлетворение эстетических запросов пациентов. В данной статье будет рассказано об искусстве эстетического восстановления зубов, в частности цельнокерамическими зубными протезами и микропротезами, описаны этапы их изготовления, высказано мнение автора о том, как должно происходить взаимодействие между врачом и зубным техником на стоматологическом приеме, кроме того будет показано, как из нескольких материалов для изготовления цельнокерамических реставраций выбрать именно тот, который лучше остальных сможет удовлетворить индивидуальные эстетические запросы того или иного пациента. В статье также будет рассказано о точке зрения автора и мнении опытных зубных техников по поводу того, каким из многочисленных стоматологических материалов следует отдавать предпочтение в конкретных клинических ситуациях.

I. Информация, необходимая зубному технику Контакты между кабинетом и зуботехнической лабораторией не ограничиваются изготовлением рабочей модели. Не позволительно, если при запланированном изготовлении эстетических реставраций в переданной зубному технику информации не будут отражены форма и цвет зубов пациента, а также все его пожелания. В самом деле, если восстановление зубного ряда цельнокерамическими реставрациями будет казаться невозможным с биомеханической точки зрения, учитывающей особенности оккклюзии пациента и недостаточную прочность материала, а стоматологическое обследование пациента позволит выйти на компромиссный вариант лечения, то и в этом случае при недостаточной информации у зубного техника возникнут трудности с выполнением задания, которые приведут к увеличению числа дополнительных примерок. 1. Необходимые условия правильной передачи выбранной расцветки

Фактически, зубной техник из лаборатории, пришедший в кабинет и принявший участие в подборе расцветки керамики, может принять на себя обязанность проведения фотосъемки и выбора нужных ракурсов. Известно, что если человек непрерывно смотрит на какой-либо цвет в течение 15–20 сек, то его восприятие данного цвета меняется, поэтому я считаю, что составив свое мнение о цвете зубов пациента, зубной техник одновременно должен отснять на фоне зубов не только подобранный образец расцветки, но и похожие на него по цвету образцы; впоследствии это может пригодиться при выборе фарфоровой массы для моделирования зубных протезов. Желательно, чтобы врач-стоматолог помнил марку и номера фарфоровой массы, с которой работает зубной техник. В частности, если место нахождения зуботехнической лаборатории находится на отдаленном расстоянии от кабинета, и зубному технику сложно или невозможно приехать на прием и составить свое собственное суждение по поводу предстоящей работы, желательно, чтобы он (техник) переслал врачу-ортопеду листок-задание (желательно на листе формата А4) по проведению фотосъемки. Образец такого задания врачу представлен в таблице № 1. Хотелось бы, чтобы врач-стоматолог сделал также слайды пациента. На фотографии (рис. 1) на фоне зубов расположено несколько образцов шкалы расцветок, соответствующих по цвету натуральным зубам пациентки, однако, из-за отражения падающего света, индивидуальные особенности окраски зубов видны недостаточно четко. На фотографии (рис. 2) отражение падающего света не препятствует получению необходимой информации о зубах, однако на этом снимке представлен единственный образец расцветки керамики, а именно, образец расцветки А1, не соответствующий по яркости (светлости) цвету натуральных зубов пациентки, поэтому такой снимок тоже будет неприемлемым. Я считаю, что для подбора расцветки керамики лучше пользоваться не шкалой расцветок ВИТА, а более яркой шкалой фирмы Noritake. Я считаю, что фотографии лучшего качества сможет сделать только тот, кто сам когда-то занимался или занимается фотографированием. Ниже представлены конкретные моменты, на которые следует обратить особое внимание: 1) При фотографировании цвета натуральных зубов важно не допустить появления на фотографии вида отражения света от поверхности зубов. 2) После подбора расцветки ее размещают так, чтобы режущий край выбранного образца близко подходил к режущему краю натурального зуба, а номер расцветки был отчетливо виден. 3) На фотографии должна быть размещена не только выбранная расцветка, но и образцы расцветок с предшествующим и последующим номерами. Рекомендуется также присоединить к этим образцам, самую светлую расцветку в выбранной группе. 4) В случаях, когда восстановлению подлежит вся передняя область зубного ряда, расцветку керамики подбирают по цвету зубов противоположного ряда. При создании поверхностного рельефа будущей реставрации следует также оценить рельеф одноименного зуба-антагониста. 5) При выборе расцветки поверхность зубов необходимо увлажнить. Для того чтобы замедлить испарение влаги с поверхности зубов, для увлажнения рекомендуется использовать смесь глицерина и дистиллированной воды, взятых в пропорции 1:1. Мне хотелось бы также обратить ваше внимание на некоторые важные моменты, представленные ниже:

Рис. 5. Левый зуб после реставрации фарфоровым многослойным виниром (Ф.М.В.). Поскольку поверхность зубов не увлажнена, отражение падающего света приближенно соответствует тому типу, который представлен на рисунке 3. В целом, расцветка кажется неяркой и белесой, поэтому ее трудно оценить. Однако, несмотря на это, на снимке отчетливо видны детали на поверхности правого зуба.
Рис. 6. Поверхность обоих зубов увлажнена водой. Отражение падающего света приближенно соответствует тому типу, который показан на рисунке 4. По этой фотографии можно без труда оценить окраску опорного зуба. При изготовлении Ф.М.В. цвет опорного зуба совмещается с цветом изготавливаемого винира, поэтому получение точной информации о цвете препарированного зуба является залогом успеха (обе фотографии были любезно предоставлены господином Масаши Сато из стоматологической клиники Сэнмай).
Рис. 3. Схематическое изображение рассеянного отражения падающего света. Попадая на плоскую шероховатую поверхность шлифованной стеклянной пластины, свет отражается в разных направлениях.
Рис. 4. Схематическое изображение зеркального отражения падающего света. Попадая на плоскую гладкую поверхность нешлифованной стеклянной пластины, свет отражается в одном направлении. 1 — угол падения 2 — угол отражения

1. Если на фотографии запечатлено отражение света от какой-либо части зуба, то такая фотография не сможет передать нам информацию об особенностях окраски зуба в этой области. Для того, чтобы избежать появления отражения на фотографиях, следует пользоваться фотокамерой с круглой вспышкой, или, по крайней мере, попытаться сделать несколько снимков при размещении фотоаппарата выше или ниже фотографируемых зубов. 2. При снятии фотографий для возможности сопоставления основного цветового тона с цветонасыщенностью (плотностью окраски) зубов пациента рекомендуется проводить съемку с 2-градусным наклоном фотокамеры по отношению к верхней горизонтальной плоскости, идентичной камперовской. 3. Цвет зуба, подлежащего реставрации, редко совпадает с окраской оставшихся натуральных зубов, однако в большинстве случаев в пределах одного зубного ряда цветовые различия между зубами будут заключаться, скорее, в светлости (яркости) их окраски, чем в насыщенности цветового тона. Поэтому при фотографировании выбранных образцов расцветок на фоне зубов к ним рекомендуется присоединить самую светлую (яркую) расцветку из используемой шкалы для того, чтобы можно было оценить относительную яркость окраски всех зубов на фотографии. 4. В частности, при реставрации зубов в жевательных областях для того, чтобы эти зубы не проигрывали остальным по яркости окраски, рекомендуется производить подбор расцветки зуба по цвету поверхности окклюзии, поэтому здесь потребуется фотосъемка вида зубов со стороны поверхности окклюзии. 5. Если пленка жидкости на поверхности зуба будет однородной и равномерной, а рассеяние падающе го света будет незначи-тельным, то оценка по фотографии внутреннего строения зуба и глубины окраски будет достаточно простой задачей. Я хочу также обратить ваше внимание на некоторые моменты, относящиеся к последнему (пятому) пункту, о которых cледует помнить при наведении фотокамеры и проведении фотосъемки, в противном случае качество фотографии может оказаться неудовлетворительным. В частности, это относится к снятию фотографий для последующего изготовления фарфоровых многослойных виниров. Существует два типа отражения падающего света: рассеянное и зеркальное. На рис. 3 представлено схематическое изображение рассеянного отражения падающего света, на рис. 4 – зеркального отражения; то, что наблюдается на самом деле, представлено на рисунках 5 и 6. Фотография, представленная на рис. 5, снята неудачно – она не позволяет распознать и оценить цвет зубов и выбрать подходящую расцветку керамики. Однако по этой фотографии можно объективно оценить особенности поверхностного рельефа зуба, от которого отражается свет, и эта информация может стать весьма полезной на завершающем этапе коррекции анатомической формы реставрации. Благодаря увлажнению поверхности фотографируемых зубов, снятых на фотографии 6, мы получим значительно более точную информацию об их цвете; с помощью этой фотографии мы сможем легко создать требуемую расцветку будущего Ф.М.В. методом совмещения изготавливаемого винира с изображением опорного зуба. Следовательно, передача информации с помощью фотографий является важнейшим аспектом изготовления зубных протезов, поэтому тот, кто фотографирует, должен переосмыслить и понять важное значение качества фотографий. Однако для успешного изготовления зубных протезов требуется не только высокое качество фотографий, но и понимание того, что если выбранный материал будет отличаться расцветкой и структурой от натуральных зубов пациента, то это отрицательно повлияет на восприятие готовой реставрации окружающими, поэтому фотосъемку в кабинете и оценку фотографий в лаборатории следует проводить приблизительно в одно и то же время суток, при одних и тех же погодных условиях и при одинаковой освещенности помещениий. 2. Необходимые средства передачи формы зуба

Рис. 7. Отлитая до препарирования диагностическая гипсовая модель, используемая для изготовления Ф.М.В. Эта модель предоставляет нам необходимую информацию об анатомической форме и особенностях рельефа поверхности зубов пациента, строении его десен и т.д.
Рис. 8. Гипсовая модель, отлитая по оттиску зубов после препарирования, предназначена для изготовления Ф.М.В. По ней можно определить глубину съема твердых тканей, что предоставляет нам необходимую информацию о толщине и других параметрах будущего Ф.М.В.

Ранее уже было вскользь упомянуто о том, что если при создании реставрации переднего зуба потребуется скопировать поверхностный рельеф одноименного зуба-антагониста, то этот зуб можно не увлажнять, чтобы лучше рассмотреть отдельные детали на его поверхности. Кроме того, при исправлении положения зуба в зубном ряду, при проведении фотосъемки рекомендуется совместить вертикальную базовую линию видоискателя вашего фотоаппарата с серединной осью зуба пациента. Таким образом, фотографии являются средством передачи цвета и формы зубов пациента, однако изображение на фотографии является плоским (двухмерным). В отличие от фотографий, гипсовые диагностические долечебные модели (снятые перед проведением препарирования зубов, рис. 7) являются не плоскими, а трехмерными (объемными), поэтому полученная нами информация будет чрезвычайно важной, как и та, которую передадут нам временные реставрации, изготовленные на моделях, отлитых после препарирования. В тех случаях, когда пациенту не нравится форма его зубов, и конечной целью реставрации является ее исправление, изготовление долечебной модели не является обязательным, однако если изготовление Ф.М.В. направлено на изменение цвета зубов или улучшение их окраски, то для того, чтобы реставрации гармонично сочетались в полости рта с оставшимися натуральными зубами, необходимо точное воспроизведения особенностей анатомической формы зубов пациента.

Рис. 9. Долечебная (первичная) сравнительная гипсовая модель.
Рис. 10. Предположительная реставрация зубов. Представляет собой возможный вариант лечения, отражающий оптимальное соотношение между представлениями зубного техника и пожеланиями пациента. Участие зубного техника с самого начала лечения играет позитивную роль в обеспечении успешного результата эстетического восстановления зубов пациента.

По гипсовым моделям, отлитым после препарирования (рис. 8), можно определить глубину съема твердых тканей, что снабдит нас необходимой информацией о толщине и других параметрах будущей реставрации. 3. Средства, необходимые для исправления положения зубов в зубном ряду Основными задачами эстетической стоматологии являются не только улучшение цвета и формы зубов, но исправление их положения в зубном ряду. Для выполнения последней задачи при комбинированном использовании одиночных коронок и фарфоровых многослойных виниров должен быть намечен общий план предполагаемого лечения пациента. Раньше для этих целей использовали так называемый метод «голубой пленки», а в настоящее время – метод «парных долечебных сравнительных моделей», которые должны отражать как пожелания пациента, так и точки зрения врача и зубного техника. На рисунке 9 представлена долечебная диагностическая модель, на рис. 10 – вид прогнозируемых реставраций на гипсовой модели. Эти вспомогательные средства (модель и реставрации) изготавливаются в зуботехнической лаборатории. Изготовить их несложно, однако они позволяют наглядно представить, насколько точно прогнозируемые реставрации отвечают ожиданиям пациента. Отмечу, что здесь важно, чтобы зуботехническая лаборатория подключилась к лечению

Рис. 11. Рабочая модель, предназначенная для исправления неправильного положения в зубном ряду двух центральных резцов (развернутых по отношению к остальным зубам) с помощью Ф.М.В. С точки зрения эстетики моделирование воском (в данном случае на всех передних резцах) лучше провести до изготовления огнеупорной модели.
Рис. 12. Вид зубов, гипсовая модель которых представлена на рис. 11, до начала лечения. Проксимальный кариес в области средней трети на обоих центральных резцах и скученность передних зубов. Целью лечения является исправление положения двух центральных резцов с помощью Ф.М.В. При планировании лечения было намечено не только исправление положения центральных резцов, но и увеличение ширины следующих за ними боковых резцов, поскольку недостаточная ширина последних могла ухудшить эстетическое восприятие реставрации в целом.

пациента с самого начала стоматологического приема. В этом случае во время приема можно будет изготовить временные реставрации по восковым моделям, сформированным на гипсовой модели. Реставрации, присланные в кабинет на модели, фиксируют во рту пациента. В частности, если при исправлении положения зубов в зубном ряду не использовать трехмерную оценку (т.е. оценку на модели), то могут возникать ошибки. Кроме того, если техник не получит в свое распоряжение долечебную диагностическую модель, то при изготовлении эстетической реставрации ему придется вопроизводить характерные отличия зубов пациента по тем зубам, которые не предполагается восстанавливать. На рис. 11 представлена рабочая модель зубного ряда.

Рис. 13. Вид зубов пациентки после препарирования. Была выбрана более светлая расцветка NW0,5. Причиной для такого выбора послужило запланированное отбеливание зубов после реставрации.
Рис. 14. Вид зубов пациентки после реставрации. На двух центральных резцах зафиксированы фарфоровые многослойные виниры, форма боковых резцов откорректирована полимерным композитом подобно тому, как показано на модели, представленной на рис. 11.

Задачей лечения было исправление положения двух неправильно развернутых по отношению к другим зубам центральных резцов c помощью постановки фарфоровых многослойных виниров. На рис. 12 представлен вид зубов пациентки до начала лечения: при исправлении положения центральных резцов должно быть создано гармоническое равновесие между их формой и формой боковых резцов, находящихся за ними. Понятно, что недостаточная ширина боковых резцов может ухудшить эстетическое восприятие реставрации в целом, поэтому желательно увеличить поперечный размер коронок боковых резцов. Здесь было принято решение откорректировать форму боковых резцов воском до идеальной перед переходом к изготовлению огнеупорной модели. На этой модели готовые Ф.М.В. были отосланы в кабинет. На рис. 13 представлен вид зубов пациентки после выполнения препарирования. Обратите внимание на сглаженное препарирование, т.е. отсутствие острых внутренних и наружных линейных углов до границы препарирования. На рис. 14 представлен вид фарфоровых многослойных виниров после фиксации во рту пациентки. Для создания эстетической гармонии между центральными и боковыми резцами, форма боковых резцов была исправлена полимерным композитом. На рис. 15 и 16 показаны фотографии лица пациентки до и после эстетического лечения. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что благодаря реставрации в этом случае было достигнуто гармоническое равновесие между шириной подбородка пациентки и размером ее передных зубов, в частности резцов. 4. Другие средства Для того, чтобы реализовать истинные пожелания пациента, почему бы не воспользоваться фотографиями улыбки и зубов известного актера, которые пациент принес с собой, или портретами или фотографиями (в том числе и моментальными) зубов самого пациента в более молодом возрасте. На рис. 17 изображены портреты, которые пациентка принесла с собой; на рис. 18 и 19 представлены фотографии зубов той же самой пациентки до начала и после завершения эстетического лечения.

Рис. 15. Фотография лица пациентки до начала лечения.
Рис. 16. Фотография лица пациентки после завершения лечения. В данном случае было достигнуто гармоническое равновесие между шириной подбородка пациентки и размером ее передних зубов.

II. Что должно быть учтено при восстановлении зубов цельнокерамическими реставрациями? Цвет натурального зуба определяется оптическими свойствами его твердых тканей – отражением и поглощением падающего света и его рассеянием во внутренних структурах зуба. Благодаря тому, что оптические свойства безметалловой керамики и зубов совпадают достаточно близко, процедура изготовления реставраций, неотличимых по внешнему виду от натуральных зубов, не будет сложной.

Рис. 17. Портреты, которые пациентка принесла с собой. Наличие таких вспомогательных средств будет серьезным подспорьем в работе зубного техника.
Рис. 18. Состояние зубов пациентки, которая принесла с собой портреты, представленные на рис. 17, до начала эстетического лечения. Так как после поступления на новую работу пациентка все время находилась в состоянии стресса из-за чрезмерной стертости верхних резцов, ей приходилось постоянно держать рот закрытым и стискивать зубы.

В таблице 2 представлена классификация существующих в настоящее время систем безметалловой керамики (классификация дана по способу изготовления цельнокерамических зубных протезов и микропротезов). Одним из наиболее важных компонентов, используемых во многих системах безметалловой керамики, является оксид алюминия, который существенно снижает прозрачность цельнокерамических каркасов зубных протезов и микропротезов. В число керамических материалов на основе оксида алюминия входят: In-Ceram Alumina, GN-1 Alumina, Procera и т.д. По сравнению с ними керамика на основе магнезиальной шпинели – In-Ceram Spinell, GN-1 Spinell и керамика Empress обладают бульшей прозрачностью, следовательно, особенностью этих материалов является передача цвета расположенного под ними опорного зуба. По опыту автора этой публикации, если расположенная под реставрацией структура имеет светлую окраску, то при недостатке места для помещения реставрации, сохранении живых зубов или использовании

Рис. 19. Для исправления дефектов, представленных на рис. 18, пациентке были поставлены цельнокерамические коронки. Само собой разумеется, что благодаря проведенному лечению основная причина беспокойства и стресса была устранена. (Фотографии опубликованы с разрешения господина Накамуры — исполнительного директора технического центра Канарэ).
Рис. 20. Пробная примерка на воду (т.е., перед примеркой поверхность зуба смачивают водой для удерживания реставрации — прим. переводчика) облицованной коронки с каркасом из керамики GN-1 Spinell. Преимуществом этой коронки является просвечивание опорного зуба сквозь полупрозрачный керамический каркас (цвет опорного зуба можно отнести к самой светлой группе расцветок).

стекловолоконных композитных штифтов показано применение полупрозрачных, проницаемых для света керамических каркасов, однако, если подлежащая структура имеет темную окраску, и имеется достаточно места, то для восстановления зубов можно использовать металлокерамику, или эквивалентные ей облицованные фарфором непрозрачные цельнокерамические каркасы на основе оксида алюминия. То есть, при адекватном препарировании (т.е. достаточном съеме твердой ткани) показано применение цельнокерамических систем In-Ceram Alumina, GN-1 Alumina и Procera. На рисунках 20 и 21 представлена примерка одной и той же пациентке коронок из керамики GN-1 Spinell и керамики Procera. Цвет опорного зуба, на который примеряют коронки, можно отнести к самой светлой группе расцветок. Препарирование зуба было выполнено так, чтобы создать достаточное пространство для помещения фарфора. Несмотря на то, что по снимку сложно судить о яркости и плотности цвета коронок, визуальная оценка показывает, что коронка с керамическим каркасом GN-1 Spinell

Рис. 21. Пробная примерка на воду облицованной коронки с керамическим каркасом из керамики Procera. Коронка выглядит более светлой и цветонасыщенной, чем в первом случае.
Рис. 22. Испытание на прозрачность тонких образцов, изготовленных из двух полимерных цементов. Прозрачность обоих образцов была признана высокой, однако левый образец обладает бoльшей прозрачностью, чем правый.

является более прозрачной, чем с каркасом из керамики Procera, однако коронка с каркасом Procera является более яркой и насыщенной цветом. Еще мне бы хотелось добавить, что анатомическая форма обоих коронок была смоделирована одним и тем же способом с применением одной и той же керамической массы для облицовки цельнокерамических каркасов зубных протезов. Этой керамической массой была керамика Серабьен Noritake. Итак, если для восстановления зуба использованы светлые композитные культевые вкладки на стекловолоконных штифтах или при отсутствии проблем, связанных с цветом препарированного натурального зуба, выгодно ставить реставрации на полупрозрачных (просвечивающих) керамических каркасах. Цемент, используемый для фиксации цельнокерамических реставраций с полупрозрачными каркасами, оказывает большое влияние на восприятие прозрачности установленной коронки или винира. Практика показывает, что цвет коронки или винира при проб-ной примерке со смачиванием водой поверхности опорного зуба, будет отличаться от цвета этих же реставраций при постановке на постоянный цемент. Это практическое наблюдение подтверждается примером испытания материалов, представленным на рис. 22. Концепции производителей отличаются одна от другой, однако, какими бы они не были, реставрация будет выглядеть живой, если сквозь нее просвечивает цвет находящегося под ней опорного зуба, поэтому для того, чтобы сохранить это впечатление, лучше использовать цементы с более высокой степенью прозрачности.

Рис. 23. Для того, чтобы составить суждение об “эффекте линзы” в первую очередь следует оценить форму препарирования опорного зуба. Для усиления “эффекта линзы” препарирование в области пришеечного края должно быть выполнено с формированием легкого желобообразного уступа.
Рис. 24. Фарфоровый многослойный винир (вид снаружи и изнутри), изготовленный для зуба, показанного на рис. 23. Для моделирования винира в области, приближенной к шейке зуба, использована расцветка фарфора с более высокой степенью прозрачности.

При дисколорации опорного зуба или темном цвете металлической культевой вкладки, напротив, целью реставрации является сведение неприглядного цвета опоры к минимуму, поэтому в таких случаях для фиксации цельнокерамических реставраций следует использовать непрозрачные цементы. С недавнего времени воспроизведение цвета натурального зуба в пришеечной области перестало быть проблемой – для этого реставрацию изготавливают так, чтобы сквозь нее просвечивал цвет натурального зуба. Указанная клинико-зуботехническая концепция получила название «техника эффекта линзы».4 Обычно конечный цвет коронки или Ф.М.В. представляет собой

Рис. 25. Примерка на воду Ф.М.В., соответствующего рис. 24, изготовленного для восстановления препарированного зуба, представленного на рис. 23.
Рис. 26. Углубление препарирования (увеличение съема) в пришеечной области зуба, представленного на рис. 23. При такой форме препарирования потребуется изготовление нового винира, для которого будет использован фарфор с более высокой степенью прозрачности.

сочетание цвета натурального зуба с расцветкой фарфора, поэтому в случаях применения «техники эффекта линзы» для моделирования пришеечных областей выбирают фарфоры с высокой степенью прозрачности (например, фарфоровые массы расцветок Тx, Т0, LT0 Noritake). При изготовлении фарфоровых виниров этим методом для их фиксации должны использоваться только цементы с высокой степенью прозрачности. Кроме того, несомненно будет полезным, если врач обсудит с зубным техником форму препарирования зубов под будущие виниры. На рис. 23 представлено препарирование зубов под Ф.М.В., выполненное таким образом, чтобы в пришеечной области сохранилась высокая цветовая насыщенность твердых тканей. Для этого проводится легкое желобообразное препарирование в области десневого края. Следует еще раз подчеркнуть, что при изготовлении винира эту область моделируют из фарфоров с высокой степенью прозрачности (рис. 24) и перед фиксацией цементом проводят примерку на воду (рис. 25). На рис. 27 представлен винир, повторно изготовленный для зубов, изображенных на рис. 23, после проведения углубленного препарирования (увеличения съема твердой ткани) в пришеечной области (см. рис. 26). Если мы сравним рис. 25 с рис. 28, то поймем, что в первом случае реставрация выглядит более натуральной и эстетичной, поскольку яркость ее окраски и цветонасыщенность в пришеечной области лучше совпадают с аналогичными показателями у натуральных зубов. При глубоком препарировании, напротив, получение задуманной окраски станет невозможным. По моему мнению, это связано с тем, что из-за присутствия более толстого слоя прозрачного фарфора отражение света от поверхности препарированного зуба ослабевает (т.е. просвечивание окраски зуба ухудшается), и реставрация будет выглядеть более темной, а ее эстетический вид проигрывать достигнутому в первом случае. Существуют другие концепции, которые мне бы хотелось рассмотреть также подробно, как эту, однако каждая из них основана на конкретных клинических ситуациях. Например, в случаях изменённой окраски пришеечной области, следует обдумать ситуацию и решить, будет ли эффективным препарирование, подходящее для случаев, аналогичных представленному на рис. 23? Нужно ли отражать измененную окраску, и не лучше ли сформировать прямой уступ, напоминающий препарирование зуба под цельнокерамические коронки? Мне кажется, что применение «техники эффекта линзы» будет полезным в тех ситуациях, когда окраска пришеечной области не оценивалась при дневном свете, а также если могут возникнуть проблемы с воспроизведением окраски пришеечной области из-за присутствия зеленоватых тонов в цвете нижних участков опорного зуба или при бледной окраске десен пациента. В предыдущих разделах I и II было рассказано об участии зубного техника в эстетической реставрации зубов пациента до изготовления диагностической модели и о том, что если иметь полную и подробную информацию о цвете зуба, то воспроизвести окраску реставрации в области пришеечного края будет несложно.

Рис. 27. Винир, изготовленный для препарированного зуба, изображенного на рис. 26.Рис. 28. Примерка на воду Ф.М.В., соответствующего рис. 27, изготовленного для восстановления препарированного зуба, представленного на рис. 26. Мы видим, что окраска реставрации, представленной на рис. 25 выглядит более светлой и по цветонасыщенности и яркости цвета ближе совпадает с окраской натуральных зубов, чем во втором случае (рис. 28).

Часть 2

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]